Технологии

09.12.2024

Технология "Здоровьесбережение".

Одним из самых главных условий воспитания здоровых детей являются прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.









12.05.2024

Технология "Модель трех вопросов".





Технология «Модель трех вопросов», разработанная Л.В. Свирской в настоящее время стала актуальной для планирования и организации детской деятельности в ДОУ. Данная технология позволяет реализовать на практике индивидуальное взаимодействие взрослых и детей. А также помогает ребенку формировать свое мнение, потребность получать информацию и добывать её самостоятельно. Основная цель этой технологии состоит в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что хотим узнать?
  • Как узнаем об этом?

Планирование – это способ, с помощью которого ребенок намечает шаги и разрабатывает последовательность своих действий. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что дети часто затрудняются в планировании своей деятельности, поэтому в своей работе мной было принято решение внедрить и использовать технологию «Модель трех вопросов», что помогает планировать детскую и совместную деятельность.

В нашем детском саду воспитательно-образовательный процесс с детьми строится на комплексно-тематическом планировании. Знакомство с новой темой недели начинается с понедельника. Но, что дети знают и что им интересно, согласно технологии Свирской, лучше определить заранее.

С детьми в процессе игр, рассматривании книг я уточняю, что дети знают по предстоящей теме. Например, тема недели «Птицы». В процессе коллективной беседы мы с детьми обсуждали: какие бывают птицы (зимующие, перелетные, водоплавающие); чем питаются, какое у них строение; чем отличаются друг от друга; какую пользу приносят людям.

Высказывания детей фиксируются на рисунке в виде паутинки. Для фиксации мы используем буквы, схемы, знаки, при этом я пишу вопрос, а дети рисуют ответы, и подписываем автора. На основе этого плана готовиться материал, который понадобится детям в каждом из центров.

В понедельник, когда мы вводим детей в новую тему недели, на утреннем круге с помощью трех вопросов обсуждаем - что мы знаем, определяем, что хотим узнать, используя при этом схему – паутинку (что кому интересно). Каждый ребенок высказывает свое мнение, и мы схематично составляем таблицу, куда вписываются все ответы детей и автор. Так, например, по теме «Народное творчество» мы определили:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем об этом?

Дымковская игрушка

Роспись по дереву

Гончарство

Какие материалы используют для декора: дерево, бумагу, стекло, глину, пластилин.

Можно ли раскрасить пластилин? (Игнат)

Можно ли рисовать на дереве и стекле? (Владик)

Каким творчеством занимались бабушки?

(Лиза)

Какое творчество есть на Вятке? (Никита)

Проведём опыт с пластилином- слепим фигурку и раскрасим красками.

Роспись деревянных ложек

Раскрасим стеклянную бутылку

Совместно с бабушкой составить рассказ «Что умеет бабушка»

Посмотреть презентацию «Народное творчество Вятки»

Таблица вывешивается в группе на центральную доску.

На основе полученной информации от детей, совместно мы планируем разные виды деятельности.

По завершению утреннего сбора каждый ребенок ежедневно решает, чем он сегодня будет заниматься со сверстниками или с воспитателем, какой вопрос ему хочется узнать первым. Свое решение дети показывают в центре выбора.

В конце недели, в пятницу, мы с детьми проводим итоговое мероприятие, которое тоже обговаривается в процессе составления плана. Что это будет: игра «Знатоки», «Викторина» или выставка, презентация своих работ или познавательная беседа.

Не остаются в стороне от нашей работы и родители воспитанников. В раздевальной комнате у нас есть стенд: «Тема недели», где вывешивается информация: какая у нас тема недели, что можно повторить с детьми, какую информацию узнать и чем могут помочь родители.

Такая форма работы помогает привлечь внимание родителей к нашей деятельности в ДОУ и организовать сотрудничество с ними. Совместно с детьми родители в различных источниках ищут информацию по теме, которая интересна их ребенку, чтобы он потом мог поделиться своими знаниями с друзьями. Так же родители с детьми участвуют в исследовательских детских проектах; составляют рассказы; изготавливают дидактический материал – загадки, иллюстрации.

Таким образом, технология «Модель трех вопросов» служит основой для планирования детской деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. С помощью этой технологии, каждому ребенку в группе ежедневно предоставляется возможность планировать свою деятельность в центрах активности и фиксировать свой выбор в ежедневнике.

Благодаря проведенной работе дети научились грамотно и разнообразно планировать свою деятельность, что способствует познанию окружающего мира, дает возможность делать свои открытия и достижения самостоятельно, а также получать и распространять информацию.
















05.05.2024

Технология "Танграм"

Семь частей в танграме есть
Можно все их перечесть.                                                                Мы из тех семи частей.                                                            Сложим множество затей
И собаку, и козу,
Зайца , курицу, лису,
И вообще любых зверей -
Только думай поскорей

«Танграм» как технология, обладает рядом неоспоримых достоинств: содержательной насыщенностью, функциональностью; вариативностью, доступностью, безопасностью, легко трансформируется и не требует больших затрат. «Танграм» можно купить, а можно сделать с детьми из подручного материала быстро и недорого, и это будет уникальный дидактический материал.  Танграм родом из Китая. Название дословно означает: «мастерство семи дощечек». Базовым элементом игры являются таны, которые получают при разрезании квадрата на семь геометрических фигур: квадрат, параллелограмм, два больших, два маленьких равнобедренных треугольника и один маленький прямоугольный треугольник. Из них можно собирать более сложные фигуры. Процесс немного напоминает складывание пазлов.                                    

Главная цель – развитие мышления ребенка. 

Задачи, которые решает танграм:

  • формирует умение выкладывать картинки из геометрических фигур;
  • способствует развитию навыка составления фигур по образцу;
  • развивает пространственное мышление;
  • тренирует зрительный анализатор (необходимо оценить форму фигуры и ее размеры);
  • развивает внимание и воображение;
  • помогает развитию мелкой моторики.


   Три условия игры:


  1. Использовать все семь фигур танграма.
  2. Фигуры не должны накладываться друг на друга.
  3. Стороны фигур должны примыкать одна к другой.                                                                                                                                                                                                                             Занятия с танграмом в ненавязчивой игровой форме развивают пространственное мышление, формируют понятия формы, улучшают внимание, воображение, развивают способность «читать» схему – инструкцию, учат визуально делить целый объект на части, помогают развивать мелкую моторику. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес ребенка.








05.04.2024

Технология "Лего - конструирование"


ЛЕГО руки развивает

И мечтать нам не мешает.

И скажу про ЛЕГО я

Это лучшая игра!




Современные дети живут в «век высоких технологий», в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. 

LEGO — технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а работа с ЛЕГО-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышление, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск и решение задач, а это – главные составляющие успешности для дальнейшего обучения в школе.

Конструирование во ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать, а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

Цель: Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

Задачи:

Создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

Формировать:

  • навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре))
  • умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской, а также рационализаторской деятельности дошкольников
  • основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей)
  • предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

развивать:

  • пространственное и конструктивное мышление
  • умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и практически осуществлять свой творческий замысел

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Строится на следующих принципах:

  1. Доступность и наглядность
  2. Последовательность и систематичность обучения и воспитания
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  4. От простого к сложному
  5. Активности и созидательности
  6. Интеграция

Эффективность обучения также зависит от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный — воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Виды конструирования:

1. Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность — важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

2. Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Лего-конструирование позволяет интеграцию образовательных областей:

Познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего — конструктора;

Речевое развитие: работа на лего — пункте с учителем-логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование — создание замысла из деталей лего-конструктор;

Физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Социально-коммуникативное развитие:

Лего позволяет:

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Познавательное развитие:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. К эффективным средствам развития математических знаний у дошкольников можно отнести конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая рече-творчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и

содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей ЛЕГО можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Художественно-эстетическое:

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей — конструктивно-модельной.

Физическое развитие:

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Вывод: Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.





12.03.2024

Технология: "Проектная деятельность"

Первые шаги в науку: "Краеведение"

Тема: "История моей семьи в истории России" https://cloud.mail.ru/public/bvZx/D1A8YDLYe



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.